Christianos.RU - Газета «ПРАВОСЛАВНЫЙ» Суббота, 12 октября

Поиск:
  БОГОСЛОВИЕ |  ДОКУМЕНТЫ |  КТО ЕСТЬ КТО     ССЫЛКИ |  ФОРУМ |  КОНТАКТЫ  

ЦЕРКОВЬ
КОНФЕССИИ
ВЛАСТЬ
НАЦИИ
ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
БОГОСЛОВИЕ
МАСС-МЕДИА
КТО ЕСТЬ КТО
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ

  Версия для печати
Аморальный кризис

Аморальный кризис

Даже во время кризиса не все задумались о душе...

Когда осенью 2008 года обнаружился мировой экономический кризис, то не все и не сразу подумали о морали и о душе. Это объясняется не только утратой сознательной Христианской веры и нравственности, но и тем, например, что двигатель мирового процветания находился вне пределов Христианской цивилизации. И это многозначительно само по себе. Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии обладают особыми представлениями о морали, и во всяком случае о награде и наказании там рассуждают в других терминах.

Относительно же России все последние десятилетия было неизвестно, что происходит в стране: крах или расцвет, наказана Россия или помилована, или то и другое одновременно. Эта неясность не нова для нашего отечественного сознания. Вспоминается "перестроечное" рассуждение В.Г. Распутина о том, что Россия должна быть бедной материально, но богатой духовно. Эти слова были сказаны во время краха социалистического материализма, то есть ничем не ограниченной погони за богатством и властью, пусть и от имени государства. И они прозвучали, когда первые криминальные миллионеры сколачивали свои первые миллионы, и первые миллионы граждан лезли к ним в добровольные рабы. В этих условиях слова о добровольной бедности – звучали чрезмерно пессимистично и оптимистично. В них заложен призыв к аскезе, которая оказалась очень выгодна ельциным, березовским и гусинским. Они тоже были не против нашей бедности...

Сейчас, когда вокруг, и в нас самих – один только кризис, кажется, что все это было в другой жизни. На протяжении последних тридцати лет мир в целом переживал неслыханный рост экономики - самый длительный период самого стремительного процветания в истории человечества. Да, происходили кризисы и даже катастрофы – в Британии (в 1987 г.), в Аргентине, в России, - но мировой экономический прилив оставался всепобеждающим. И эти тридцать лет – целая эпоха, которая в одночасье закончилась на наших глазах.

На сегодняшний день это, можно сказать, вся история человечества, которая нам доступна, поскольку от того, что было до 1978 года, не осталось ничего. Гигантский экономический и политический прорыв Китая под руководством Дэн Сяопина, советско-афганская война, израильское вторжение в Ливан в 1982 г., приход к власти Тэтчер, Рейгана и Горбачева, ирано-иракская война, "перестройка" в СССР и крах советской системы во всем мире, бойня на площади Тяньаньмэнь, расстрел "Дома Советов" в Москве в 1993 году, бомбардировки Югославии, взрывы домов в Москве в 1999 г., выборы Блэра, Путина и Буша, 11 сентября в Нью-Йорке, акт государственного терроризма против Ирака со стороны США и Великобритании – этими вехами обозначены перемены, настолько глубокие и всеобъемлющие, что ими исчерпывается весь наш наличный опыт и действительность. Такая ограниченность кругозора мешает взглянуть на наше время в целом, что, вроде бы, исключает и моральную оценку происшедшего и происходящего.

С тем большим интересом довелось прочитать два отклика на развертывающийся кризис: католического архиепископа Рейнхарда Маркса и нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана (Paul Krugman).

В статье в "Нью-Йорк таймс" от 7 ноября Кругман напоминает слова Ф.Д. Рузвельта: "Мы всегда знали, что бездумное стремление к прибыли – плохая мораль, теперь мы все знаем, что это еще и плохая экономика". Кругман продолжает мысль: "Сейчас мы живем в такое время, когда верно и обратное, и сегодня хорошая мораль – это хорошая экономика. Помогать самым нуждающимся во время кризиса – правильно с нравственной точки зрения, но это еще и самая действенная экономическая политика. Предоставление федеральной помощи местным бюджетам, чтобы они могли содержать основные социальные службы, важно не только для тех, кто в этих службах нуждается. Это еще и способ избежать безработицы и поставить предел экономическому спаду ".

К кому же обращен этот, по всей видимости, нравственный призыв? К новоизбранному президенту США Бараку Обаме, который должен установить этот "режим добра" – не силой только, но и своим нравственным лидерством. То есть лауреат всерьез полагает, что этот черный "белый рыцарь" выступит на стороне простого народа в борьбе с глобальными проблемами, и с акулами мирового капитала, которые в условиях кризиса рвут человечество на куски. И какое отношение к нравственности имеет эта мысленная химера?

Архиеп. Маркс, если это возможно, еще более резок в отношении капитализма. В интервью "Шпигелю" (№ 44, 2008 г.) он заявляет: "Капитализм без нравственных и юридических ограничений враждебен человеку. Таково главное открытие наших дней, урок извлеченный из финансового и банковского кризиса". Он рассуждает: "Экономика должна быть организована на этических принципах без прямого устранения рыночных отношений. Правила игры должны получить нравственное измерение. В этом смысле католическое социальное учение можно назвать критикой капитализма".

Рейнхард Маркс полагает, что его "критика" чем-то и как-то связана с Карлом Марксом. Но на самом деле в его рассуждениях от Маркса остается только имя, которое по иронии судьбы носит и сам архиепископ. Например, католический идеолог отрицает понятие о классовой борьбе, которое является ключевым для марксизма в любой его интерпретации.

Архиепископ вполне даст фору нобелевскому лауреату в наивности. Он видит решение проблем капитализма в победе над грехом сребролюбия: "Алчность и грех присущи человеку, пока к нему в душу не приходит Господь. С морально-богословской точки зрения именно условия, созданные человеком, соблазняют людей ко греху. Есть обстоятельства, в которых алчность вознаграждается. Я, например, читаю журнале передовицу под названием: "Похвала алчности". Тогда я говорю: "Стоп! Давайте задумаемся над тем, где мы оказались".

Эту наивность Рейнхард Маркс разделяет, оказывается, с самим покойным Иоанном-Павлом II: "Эта мысль заложена в энциклику Centesimus annus, составленную сразу после падения коммунизма. Папа говорил: "Если капитализм не может разрешить основные проблемы справедливости, солидарности и свободы людей, а напротив, их углубляет, то старые идеологии вернутся". Он явно имел в виду марксизм",- считает архиепископ.

Здесь возникают два соображения. Во-первых, капитализм не может (и никогда не мог) решить основные проблемы справедливости, солидарности и свободы. Капиталистическая система (как, впрочем, и любая другая) уже существует вне морали и законов. И если архиепископ решил быть моралистом, то он обязан судить об этом как об установленном факте, а не предрекать бедствия капитализму, если он вдруг не подчинится закону и морали.

Во-вторых, столь широковещательные суждения не имеют под собой никакой почвы. Да, грех сребролюбия является общим для всех людей, но это не может служить основанием для каких-либо экономико-политических обобщений. Сколь много ни было бы жадных богачей – каждый из них понесет свои грехи отдельно, как об этом учит Христианская Церковь. И если можно построить "теорию" добра, то теорию греха невозможно построить в принципе. Порядок есть дар Божий, знак присутствия Божия, и поэтому св. Иоанн Лествичник учит: "В неистовых страстях нет толку и порядка, но всякое бесчиние и нестроение".[1] Поэтому мы знаем о Небесной ангельской иерархии, но у падших духов иерархии быть не может.

Обоих авторов объединяет мысль, или, точнее, неясное ощущение того, что нынешний кризис как-то связан с нравственностью. И это совершенно несомненно, поскольку вообще все в делах человеческих связано с моралью.

Мы различаем в этих высказываниях две противоречащие друг другу мысли: экономический кризис является наказанием за аморальное поведение во время экономического бума. И вторая мысль: капиталистическая система несправедлива в принципе.

Перед нами взгляд как будто моральный и даже соотносящийся с Библейским учением. Но давайте попробуем его развить: если кризис – наказание, то, очевидно, процветание – это награда? Если кризис связан с моральным распадом, то преуспеяние и богатство, наверно, вызваны добродетелью, и чем добродетельнее человек или народ, тем он должен быть богаче?

Бог милует и наказывает народы, мы в это верим и мы об этом знаем из Священного Писания. Но чтобы нам остаться в согласии с Писанием, будем помнить, что Бог наказывает прежде всего за неверие и за отступление от Него. И награждает – за верность Ему в вере и исполнении заповедей. На примере же Содома и Гоморры Библия показывает, что происходит с народами, соединяющими с неверием еще и открытый разврат. Их, как мы знаем, ожидает не просто наказание, а полное уничтожение. Вершиной неверия и преступления являются человеческие жертвоприношения, от которых Господь предупреждал еврейский народ: Тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь (Втор. 18:9-10).

Теперь посмотрим с этой точки зрения на закончившиеся тридцать лет неслыханного процветания.

Эти годы обозначили массовое отступление от Христианской веры во всем мире, что нашло свое непререкаемое выражение в непрерывной цепи кощунств по всему миру.

Отступление от Христианства сочеталось в эти годы с разрушением нравственных устоев в обществе, чему свидетельством стала повсеместная легализация абортов, порнографии, содомского греха, и, как результат: распад института семьи и утверждение греха как нормы в общественном сознании.

Как расценить действия Ариэля Шарона в лагерях Сабра и Шатила? Китайских войск против демонстрантов в Пекине? Ельцина в 1993 году в Москве? Сил НАТО в Югославии? Иракскую бойню? Чеченский геноцид против русских? Разгул преступности в России в последние восемь лет с убийством по 30-40 тысяч в год в мирное время, со зверскими убийствами детей по всей стране? Это ли не человеческие жертвоприношения?

Внутри непрерывного и невероятного процветания мировой экономики находится зло, и в самых чудовищных проявлениях. Кругман и Рейнхард Маркс судят об условиях прогресса или кризиса, о самом экономическом и социальном материале процветания, и именно поэтому им не удается свести концы с концами. Такой подход не способен разделить наказание и награду, поскольку с этой "колокольни" то и другое наблюдается как бы одновременно. Как это происходит, например, в России с 2000 по 2008 годы, где соседствует и "помещены" друг в друга: очищение и - разврат, духовное возрождение и - падение в пропасть греха и смерти, бесстыдная бедность и - бесстыдное богатство, рост рождаемости и - ликвидация общества и семьи.

Христианский морализм тоже возвышает нас над ситуацией, но иначе, совсем иначе... И прежде всего он освобождает душу от обусловленности грехом.

Мораль возвышается над всеми обстоятельствами и соединенными с ними соображениями. И отдельный человек ничем не связан в своих нравственных суждениях, а напротив – все подлежит его суду – и общее, и частное. И освобождает от власти условий тем сильнее, чем человек добродетельнее.

Необходимо иметь в виду и то, что награда на земле может быть только частичной. За подлинное добро – полная награда ожидает только в вечной жизни. И наказание на земле тоже частичное, а окончательное и полное – за гробом. Далеко не всегда бедность, болезнь и смерть являются именно наказанием, а здоровье, долгожительство и богатство – не всегда благословение. Как сказано в Писании: Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного (Прем. Сол. 4:16).

"Я же и наказаний в здешней жизни не осмелюсь относить во всяком случае к пороку, и спокойного состояния - к добродетели,- учит св. Григорий Богослов.- Правда, бывает и здесь такое мздовоздаяние, и, конечно, для некоторых полезных целей, чтобы, с одной стороны, бедствия злых людей останавливали стремление порока, а, с другой - благоденствие добрых облегчало путь добродетели: но это бывает не всегда и не вполне. Полное мздовоздаяние принадлежит единственно будущей жизни, где одни получат награды за добродетель, а другие - наказания за порок. Изыдут, сказано, одни в воскресение жизни, другие же в воскресение осуждения (Ин. 5:29). А для настоящей жизни - другой закон, другое ведение".[2]

Этим устраняется всякий нравственный релятивизм, и это полностью соответствует тому христианскому воззрению, что человеческие дела и сами по себе идут к распаду, будучи несовершенными и тленными. Св. Григорий отмечает: "Еще неизвестно и то, чтобы на бедных всегда насылал страдания Сам Бог; потому что и телесное вещество, находящееся беспрестанно в каком-то течении, может само по себе быть причиной расстройства".[3]

Капитализм с этой точки зрения неплох хотя бы тем, что таит в самом себе наказание, и этого никто не скрывает. И именно Карл Маркс ясно обнаружил эту внутреннюю обреченность капиталистической системы, забыв указать и осознать, что то же самое относится ко всем человеческим системам и самому материальному миру.

В том-то и дело, что этого естественного тления недостаточно для объяснения происходящего в России, где само государство безмерно ускоряет и усиливает это разложение и где сама общественная элита служит этой разнообразной гибели, не отвлекаясь ни на какие мелочи.

В России кризис и успех неотделимы друг от друга на протяжении чуть не столетия. Индустриализация сопровождается человеческими гекатомбами. Всеобщая грамотность и бесплатное здравоохранение приходят к людям одновременно с планомерным уничтожением Церкви. Время репрессий и время побед совпали чуть не моментально. И "богатство" последних лет тоже неотличимо от всплеска преступности и чудовищного разрушения самих основ государства: армии, органов правопорядка, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. И здесь недостаточно указать на эфемерность путинского бума, вызванного лишь всплеском цен на нефть.

Лишь с 1860-х по 1917-й годы антигосударственные элементы выступали в России в своем чистом виде – как враги государства и общества. С 1917 и по настоящий момент разрушители сами становятся государством и осуществляют всеобъемлющее беззаконие "по закону" и со всей властью современного тотального государства.

Пример России важен для нас не только потому, что нам небезразлична ее судьба. В России, как нигде, очевидно, что наказание содержится в самом довольстве, успехе и расцвете. Так рост ВВП и В.В. Путина неразрывно связан с убийством детей и взрослых, массовыми жертвоприношениями в пожарах, на дорогах, с разрушением образования, здравоохранения. Это просто одно и то же.

Даже кризис 1998 года привел не к отрезвлению в моральном или религиозном смысле, а лишь к изменению так называемой общественной "парадигмы", когда то же самое разрушение России происходит уже не под западническими, а патриотическими лозунгами. Поэтому в наши дни прямые враги Церкви и веры Церкви – выступают как Ее друзья, покровители и даже члены... Но даже не делает их неуязвимыми для морального суда.

Суждения вышеуказанных "экономистов-моралистов", следовательно, не являются основательными. Можно погибнуть через преуспеяние, можно погибнуть и через бедность и распад. Вера помещена внутрь морали – даже у неверных и иноверных – поскольку мораль скреплена с верой в воздаяние.

Отношение к добру и злу есть взгляд в вечность, благую или злую. Именно в этом состоит нравственность. И только так мы поймем, как происходящее вокруг зависит от нашей моральной позиции, и так мы поймем, в каких общественных бедах нам надо каяться.

Непрекращающийся мировой кризис для нас не просто хороший повод поговорить о морали. Это причина для размышлений об основаниях нашей веры в невидимое и вечное, в загробное воздаяние и спасение через милость Божию. И это повод испытать себя, исследовать самих себя: в вере ли мы (2 Кор. 13:5), до и во время тех испытаний, которые уготовал мир сам себе.

[1] св. Иоанн Лествичник. О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. Jordanville, New York, 1964. Т. 2. Гл. 20. С. 356

[2] св. Григорий Богослов. Слово 14, о любви к бедным//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 225

[3] Там же. С. 224-225

13.01.2009

Постоянный адрес статьи :
http://christianos.ru/info/2546.html
Роман Вершилло



  Новости:

Папу Римского "отлучили". Раввинат приостановил официальные отношения с Ватиканом


Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Московский Патриарший Престол
Ими стали митр. Кирилл (Гундяев), митр. Климент (Капалин), митр. Филарет (Вахромеев)

Делегатам на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви не позволили совершить Литургию в соборе Святой Софии в Киеве


Прекращено уголовное дело по факту гибели Царской семьи
Прокуратура сочла, что "истек срок давности"
Посмотреть все

  Авторская колонка:

Церковная жизнь течет поверх человеческих расчетов
Бог ведет Свою Церковь к победе верой и к победе веры.
Посмотреть все

   Редакция     Контакты     Благотворителям      При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "Сhristianos.Ru" обязательна.  ©2008  
Rambler's Top100